Анализ произведенной в мастерских Отрара

Анализ произведенной в мастерских Отрара керамической продукции, основным образом из ям, наводненных браком и боем, а также керамики, по ряду обстоятельств не доведенной до кондиционного состояния (необожженной, расписанной, но не обожженной, керамики из обжиговых камер), позволяет наметить пути специализации виртуозов. Она, по мнению некоторых исследователей, нужна была существовать уже в домонгольское момент. Данное подтверждается выделением специализированных гончарных печей, заботой ремесленников к только несомненным видам изделий и разделением труда внутри крупных мастерских.

На Отраре, в мастерской I квартала керамистов 92% всей производимой керамики составляли водоносные кумганы и кувшины. В мастерской II мастер специализировался на производстве двуручных горшков средних чирагов и размеров, в мастерской III выпускалась штампованная керамика, фляги, а также поливная посуда, в мастерской IV выделывали водоносные кувшины и поливную керамику. Наблюдается кооперация двух расположенных возле мастерских IV и VI в изготовлении посуды. В производственной части новей мастерской, на том месте, где обыкновенно размещалась печь, находилась площадка для активной сушки изделий, использовалась особая жаровая система. Возможно быть, здесь выполнялся промежуточный ход производства— сушка изделий и передача полуфабрикатов в мастерскую IV. По этнографическим материалам известно, то что существовала команда гончаров, работавших начерно, изготовлявших керамику без поливы, тогда как разрисовка, укрытие поливой и восстановительный обжиг производились прочими мастерами. В пользу такой специализации мастерской IV свидетельствует и взрослее, нежели в прочих мастерских, количество фрагментов необожженных сосудов.

Помимо основного ассортимента в каждой мастерской, возможно, для личных нужд изготавливались и альтернативные типы изделий. Обломки их в умеренном числе найдены в отвалах. Так, несомненно, уникальным представляется глиняный широкогорлый кувшин с дугообразной, как у ведра, ручкой, найденный в мастерской VII, раскопанной частично.

Еще дальше, возможно, зашел процесс специализации в XVII в.Читайте также: Независимая аналитика. В больших мастерских кварталов «Л» и «У» основным продуктом производства являлись водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Маленькие мастерские с печками во двориках выпускали неполивную и мелкую посуду, чаши типа пиалы и кесе, тарелки.

Данное явление подтверждается этнографическими наблюдениями за характером гончарного производства в Средней Азии, в частности в Хорезме. Одни гончары совершали посуду, альтернативные, трубы для арыков, третьи—тандыры. В свою череда, гончары, изготавливавшие посуду, делились на таких, кто делал меленькую поливную керамику и в общем керамику на круге, и таких, кто специализировался на производстве солидных форм.

Повсеместно в Средней Азии отмечалась специализация на изготовлении поливной и неполивной посуды, ассортименте глазурованной керамики. В окружении риштанских мастеров одни выпускали посуду только с белой поливой, альтернативные, лишь с желтым фоном. Инструментарий, в частности формы для изготовления штампованной керамики, виртуоза делали для себя сами. Все виртуоза независимо от специализации изготавливали такие меленькие формы, как детские игрушки.

В средневековом городе нет четкой границы промеж торговцами и ремесленниками, множество из них сами продают свои изделия аккурат из мастерской. В позднее досуг в Хорезме отмечена частичная продажа товарной продукции на месте и на базаре. Продукция могла реализовываться и через скупщиков, вафуруш. Дефицит в раскопанных мастерских XIII—XV вв. на рабаде Отрара запасов готовой продукции заставляет подозревать существование расположенного где-то поблизости базара, куда отвозили продукцию на продажу. Гончары же, в XVII в. населявшие квартал на территории городка, могли сбывать товар лично на месте, через лавки, выходящие на магистральные улицы. Поэтому в домах квартала обнаружены ямы, склады для посуды.

Таким образом, гончарное ремесло в позднесредневековом южноказахстанском городе развивалось вообще русле керамического производства среднеазиатско-казахстанского региона. И если вопросы корпорации гончарного ремесла в предшествующее время во многом гипотетичны, а его специализация еще лишь намечается, то во второй половине XIII—XV в. и в особенности в XVI—XVII вв. наблюдается специализация мастеров на производстве тех иначе иных видов керамической продукции, выясняется внутренняя структура ремесленного производства. Археологические материалы из раскопок позднесредневекового Отрара позволяют также поглубже представить технологию самого процесса производства, изучить быт гончаров. Читайтетакже: socialmedik.com.